Уважаемые родители!
Эта консультация о том, какие изменения произошли с нашими детьми, в период 3-4 лет. Конец раннего возраста -трудный период в совместной жизни ребёнка и взрослого. Это новый виток развития, который в научной литературе обозначается специальными терминами: возраст упрямства, кризис самостоятельности, кризис независимости.
Посмотрим, что проявляется у ребёнка в кризисный период?
- проявление негативизма.
Проявляется как будто даже против воли самого ребёнка и часто в ущерб его собственным интересам. Суть негативизма заключается в том, что ребёнок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили.
Пример: папа просит утром Сашу обуться и заходить в группу. Возникает протест со стороны ребёнка, доходящий до истерики, а папа продолжает настаивать.
ЧЬЯ ЭМОЦИЯ ПОБЕДИТ?
После ухода папы ребёнок видит, что взрослые не обращают на него внимание. Слёзы прекращаются, Саша обувается сам и заходит в группу. На следующий день всё входит в норму, но через некоторое время может повториться. Ребёнок, действуя наперекор взрослому, поступает и наперекор собственным ощущениям, впечатлениям и желаниям.
-проявление упрямства, которое отличается от настойчивости: ребёнок добивается своего только потому, что он так захотел.
Пример: Соня долго и упорно отказывается идти домой с мамой исключительно потому, что она не желает изменить своё решение.
-проявление строптивости
Нежелание идти рядом с мамой за ручку, капризы по любому поводу.
-своеволие: ребёнок всё хочет делать сам, борется за свою самостоятельность.
Реже встречаются:
-бунт против окружающих
Ребёнок как будто находится в состоянии жестокого конфликта со всеми людьми, постоянно ссориться с ними, ведет себя очень агрессивно.
-обесценивание ребенком личности близких.
Малыш может начать называть мать или отца бранными словами, которых ранее никогда не употреблял, резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, отказывается играть с ними.
А в семьях с единственным ребёнком встречается:
-стремление к деспотическому подавлению окружающих.
Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае её ждут истерики и слёзы.
Если в семье несколько детей, то проявляется в ревности, а иногда и в агрессии к младшему, требовании внимания к себе.
В это же время мы можем предсказать его характер со всеми добродетелями и пороками: -когда ребёнок учится оценивать свои поступки с позиции добра и зла и сравнивать себя с другими, когда он хорошо усвоил, как надо правильно вести себя, и в то же время это не мешает ему хитрить и даже быть двуличным. Он не всегда наивно искренен и знает, как надо выглядеть и перед кем, умея говорить не то, что думает, а в нужных случаях хранить и тайну, используя её потом в своих же интересах. У наших детей эмоции ярки, но неустойчивы. Все чувства безграничны, и они в них целиком: радость, то обычно с головы до пят, когда печаль, то … безутешно, когда боится так каждой клеточкой своего тела. Детям неведомо понятие золотой середины. Малыш может оценить, кто в доме-главный, кто - второстепенный и кто какую выполняет роль. И если надо, то подыгрывает этой роли. Знает кому надо жаловаться на кого, кого третировать, кого игнорировать.
Наш малыш уже может мыслить вслух, вступив в период «открытого мышления» о чём-то думая, он сам себе вслух задаёт вопросы и отвечает сам себе на них. Вопросы: где? когда? откуда? - сменяются почему? День ото дня число вопросов нарастает, но важно не количество, а глубина их. По ней мы судим об уме ребёнка.
Читая эти строки проанализируйте умения своего ребёнка.
Дети правильно пользуются карандашами и кистью. Начинают резать ножницами. Сами умываются и сухо вытирают руки и лицо. В нашей группе большая проблема в самостоятельном одевании и складывании вещей в свою кабинку на место. Обговаривайте и делайте это ежедневно дома. Что бы стало привычкой. Ребята помогают взрослым в поддержании порядка. Сами убирают книги и игрушки. Продолжайте формирование данной привычки дома
Дети едят аккуратно сами и убирают посуду.
Прежде всего взрослые должны сохранять и оберегать общее положительное отношение ребёнка к самому себе.
Такие слова, как: неумеха, растяпа , ранят самолюбие малыша. Скажите ему такую фразу: «Ты уже так много умеешь делать. Ты молодец. Я уверен, что и этому ты научишься. Смотри, как это делается, и попробуй ещё раз. Если хочешь, я тебе помогу.»
Не следует сравнивать неудачи с успехами других детей: «Эх ты, а вот Саша давно уже умеет это делать», подчёркивание неудачи на фоне достижений другого может вызвать неприязнь к сверстнику.
При частом упрямстве не затевайте бесконечные споры. Старайтесь не драматизировать и смягчить конфликтные моменты юмором. Чем умнее и гибче взрослые. тем реже они жалуются на детское упрямство.
Знайте, что ребёнок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нём слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас - действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть можно. И если есть хоть малейшая возможность «можно», ребенок добивается своего, так у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь на него за это. Лучше договоритесь о единых требованиях. В то же время нельзя идти на поводу любых желаний ребёнка. Если вы позволите ему при помощи истерики добиваться цели, это станет устойчивой формой поведения. Сдержитесь, сделайте вид, что вас не волнует истерика, и ребёнок, с визгом падающий на пол, довольно быстро поймёт, что таким способом он ничего не добьётся. Так же в момент истерики увещевания или наказания ребёнка не дадут положительного результата. Ребёнок, находящийся в состоянии аффекта, непроницаем для разумных доводов, а гнев и наказание усугубят ситуацию.
Побольше наблюдайте за своим ребенком и вы найдете правильные пути решения возникших конфликтов.
Дорогие родители, желаю вам удачи и терпения, мудрости и самообладания, ведь воспитание это очень сложное и кропотливое дело. Не зря говорится в пословице: «Что посеешь, то и пожнешь!», плоды своего труда вы увидите в своих детях и от того, как ВЫ постарались, будет зависеть ВАШЕ будущее и будущее ВАШИХ детей!